Производство, оптово-розничная продажа тех.
масел и смазочно-охлаждающих жидкостей
Контакты Оилкул в Москве
г. Москва, проезд Одоевского, д.11/7
Обратный звонок Стать дилером
Авторизация
0
0 руб.

Компрессорное масло: какое и сколько лить, чем заменить, почему пенится?

Компрессорные масла – это смазочные материалы с особыми техническими характеристиками (малой испаряемостью, низкой склонностью к вспениванию, коксуемости, самовоспламенению), которые обеспечивают корректную работу и в разы продлевают срок службы воздушных компрессоров, уменьшают взрыво- и пожароопасность производства.

По типу основы они делятся на:

  • минеральные – самые дешевые, применяются для мало- и средненагруженных устройств, эксплуатирующихся внутри помещений;
  • синтетические – сохраняют вязкостные свойства в широком диапазоне температур и давлений, за счет чего обеспечивают легкий пуск и наиболее длительный срок эксплуатации тяжелонагруженного оборудования, работающего на открытом воздухе. Их единственным недостатком являются высокие первоначальные затраты;
  • полусинтетические – при доступной цене обладают хорошими вязкостно-температурными характеристиками, эффективно защищают смазываемые поверхности от коррозии и преждевременного износа.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Технические характеристики и эксплуатационные свойства
    1. Плотность и вязкость
  2. Выбор масла для разных видов компрессоров
    1. Для поршневого
    2. Для винтового
  3. Как заменить масло в компрессоре?
    1. В поршневом
    2. В винтовом
  4. Сколько масла заливать в компрессор?
  5. Проблемы с компрессорными маслами и их причины


Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.

Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:

  • в жидком состоянии – 4-й;
  • при образовании масляного тумана – 3-й.

Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).

Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Показатели

Масла без присадок

Масла с присадками

К-19

КС-19

Кп-8С

К3-10

К3-10Н

КС-19П

К3-20

К4-20

К2-220

К2-24

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С

17-21

18-22

6,5-9

8,8-10,5

9-13

18-24

17-23

19,5-22

18-21

21-25

40 °С

-

-

41,4-50,6

73,7-96,2

76-130

-

206-336

240-310

220-310

-

Индекс вязкости, не менее

-

92

95

90

90

85

80

85

82

82

Кислотное число, мг КОН/г

0,04

0,02

0,05

0,2

0,2

0,03

0,5

-

0,4

0,35

Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже

245

260

200

205

205

260

250

225

230

270

застывания, не выше

-5

-15

-15

-10

-30

-15

-15

-15

-10

-10

Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей

Отсут-
ствие

-

-

-

Отсут-
ствие

-

-

-

-

механических примесей

0,07

Отсут-
ствие

0,07

0,02

Отсут-
ствие

воды

Отсут-
ствие

Следы

Отсут-
ствие

Следы

Отсут-
ствие

серы

0,3

1,0

0,5

0,65

0,65

1,0

0,35

0,6

0,5

0,5

селективных растворителей

-

Отсут-
ствие

-

-

Отсут-
ствие

-

Отсут-
ствие

-

-

Коксуемость, %, не более

0,5

0,5

0,05

0,2

0,2

0,45

0,45

-

0,45

0,45

Зольность, %, не более

0,01

0,005

0,005

0,005 *

0,005 *

0,005

0,12

0,5-0,8

0,06

0,06

Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля)

0,015

Отсут-
ствие

0,02

-

-

Отсут-
ствие

-

-

-

-

кислотное число, мг КОН/г

-

0,5

0,2

-

-

0,5

-

-

-

-

увеличение коксуемости, %

-

-

-

1,5 **

1,5 **

-

2,0 **

-

3,0 **

2,0 **

потери от испарения, %

-

-

-

15 **

15 **

-

-

-

20 **

-

Цвет, ед. ЦНТ, не более

-

7,0

2,5

6,5

6,5

7,0

7,5

-

7,5

7,5

Коррозия: на пластинках из стали

Выдер-
живает

-

-

Выдер-
живает

-

Выдер-
живает

-

-

-

на пластинках из свинца, г/см2, не более

-

10

-

-

-

-

-

10

-

-

на пластинках из меди

-

-

Выдер-
живает

-

-

Выдер-
живает

-

-

Выдер-
живает

на стальных стержнях

-

-

Отсутствие

-

-

-

-

Отсутствие

-

-

Плотность, кг/дм3

-

905

885

900

900

905

900

900

905

900

    Показатель нормируется для базового масла.     ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. 

Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры

С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.


Рис.1

Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:

υp = υ0α p

где υp и υ0 – динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.

Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.

Таблица 2

Плотность при 20 °С

Температурная поправка на 1 °С

Плотность при 20 °С

Температурная поправка на 1 °С

0,6500–0,6590

0,000962

0,8300–0,8399

0,000725

0,6600–0,6690

0,000949

0,8400–0,8499

0,000712

0,6700–0,6790

0,000936

0,8500–0,8599

0,000699

0,6800–0,6890

0,000925

0,8600–0,8699

0,000686

0,6900–0,6999

0,000910

0,8700–0,8799

0,000673

0,7000–0,7099

0,000897

0,8800–0,8899

0,000660

0,7100–0,7199

0,000884

0,8900–0,8999

0,000647

0,7200–0,7299

0,000870

0,9000–0,9099

0,000633

0,7300–0,7399

0,000857

0,9100–0,9199

0,000620

0,7400–0,7499

0,000844

0,9200–0,9299

0,000607

0,7500–0,7599

0,000831

0,9300–0,9399

0,000594

0,7600–0,7699

0,000818

0,9400–0,9499

0,000581

0,7700–0,7799

0,000805

0,9500–0,9599

0,000567

0,7800–0,7899

0,000792

0,9600–0,9699

0,000554

0,7900–0,7999

0,000778

0,9700–0,9799

0,000541

0,8000–0,8099

0,000765

0,9800–0,9899

0,000528

0,8100–0,8199

0,000752

0,9900–1,0000

0,000515

0,8200–0,8299

0,000738


Какое масло заливать в компрессор? Отличия компрессорного и моторного масла. 

Какое масло можно лить в компрессор, указывается в его паспорте. Аналог можно подобрать с помощью специальной таблицы, например:

Российский бренд

Импортный аналог



Gazpromneft


Castrol


Mobil


Fuchs


Shell


Total


Ravenol


Teboil


Texaco

Gazpromneft Compressor VDL-46

Aircol pd 46

Mobil Rarus 425

Нет аналога

Corena D 46

DACNIS VS 46

Kompressorenoel VDL 46

Compressor Oil P 46

COMPRESSOR OIL EP VD-L 46

Gazpromneft Compressor VDL-68

Aircol pd 68

Mobil Rarus 426

RENOLIN 500 ISO VG 68

Corena D 68

DACNIS VS 68

Kompressorenoel VDL 68

Compressor Oil P 68

COMPRESSOR OIL EP VD-L 68

Gazpromneft Compressor VDL-100

Aircol pd 100

Mobil Rarus 427

RENOLIN 500 ISO VG 100

Corena P 100

DACNIS P 100

Kompressorenoel VDL 100

Compressor Oil P 100

COMPRESSOR OIL EP VD-L 100

Gazpromneft Compressor VDL-150

Aircol pd 150

Mobil Rarus 429

RENOLIN 500 ISO VG 150

Corena P 150

DACNIS P 150

Kompressorenoel VDL 150

Нет аналога

COMPRESSOR OIL EP VD-L 150

Gazpromneft Compressor VDL-220

Нет аналога

Нет аналога

Нет аналога

Нет аналога

DACNIC P 220 CD

Нет аналога

Нет аналога

Нет аналога

Для компрессорных агрегатов высокого давления лучше всего подходит синтетика (выбор производится по вязкости и температуре вспышки).

Перед тем, как залить в компрессор новое масло, необходимо слить старое, очистить от его остатков пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы, клапаны, поменять фильтры.

Использовать моторное или дизельное масло для поршневых компрессоров нежелательно, но допустимо, в винтовые льется только специальное. Однако, лить моторное масло в воздушный компрессор может быть опасно – при той же температуре вспышки, что и у компрессорного, оно имеет более низкую температуру воспламенения.

Решая, какое масло наливать в компрессор при дозаправке, учтите: при смешивании легированной минералки, полусинтетики и синтетики разных производителей присадки могут оказаться несовместимыми и выпасть в осадок.

Особенности выбора смазки для воздушного поршневого компрессора

Компрессорное масло для поршневых компрессоров контактирует с горячим воздухом, поэтому должно иметь высокую стойкость к термоокислению и температуру воспламенения не ниже +350°С. Классы вязкости – 100, 150 по ISO.

Основную техническую характеристику масла отечественного производства (вязкость), легко определить по маркировке. Обозначение смазочных материалов этой категории выглядит таким образом: К-12, КС-19, К4-20 и т. п.

Буква К означает, что данный продукт относится к компрессорным смазкам, следующая за ней цифра – группу по условиям эксплуатации (при первой группе цифра не ставится). Число после дефиса – это кинематическая вязкость в мм2/с при t +100 ˚С. Буква С указывает на то, что материал производят из сернистой нефти, П – на наличие присадок.

С целью экономии в механизм движения компрессорных устройств с раздельной системой смазки можно заливать индустриальное масло.

Если использовать для компрессора с электрическим двигателем смазку с вязкостью выше рекомендуемой, из-за колебаний напряжения в сети возможны проблемы с его запуском.

При круглогодичной эксплуатации воздушного поршневого компрессора в уличных условиях целесообразно заменить минералку синтетикой (заливается только после тщательной промывки маслосистемы и замены фильтров).

Какое масло заливать в винтовой компрессор

Масло для винтовых компрессоров должно быть устойчивым к старению, иметь вязкость не менее 7 сСт (46, 48 класс по ISO), улучшенные охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, противопенные и деэмульгирующие свойства, температуру воспламенения выше +180°С.

Какое компрессорное масло лить в винтовой компрессор, напрямую зависит от условий эксплуатации: в теплое время года и в отапливаемых помещениях вполне подходит минералка, идеальный вариант для всесезонной работы под открытым небом – синтетика.

Как и когда заменить масло в компрессоре?

Информация о том, как часто производить замену масла в компрессоре и как проверить его уровень, содержится в сервисной книжке.

При работе оборудования в тяжелом режиме периодичность смены смазки сокращается. Масло следует внепланово менять, когда оно мутнеет или меняет цвет (белеет из-за попадания воды, темнеет вследствие сильного перегрева).

При заправке компрессора необходимо точно соблюдать инструкцию – в маслосистему не должны попасть воздух, влага, пыль.

Перед тем, как поменять масло в компрессоре, нужно удалить старую смазку, залить в него промывочную жидкость и включить на 10-15 минут.

Эффективнее смазать пары трения помогает лубрикатор (распылитель масла, подающий его в виде масляного тумана).

Чтобы лучше понять, как заменить масло в компрессоре, можно посмотреть следующую видео-инструкцию.


Замена масла в поршневом компрессоре

Менять масло в воздушном поршневом компрессоре обязательно после первых 500 ч работы, далее – в зависимости от режима нагрузки и качества всасываемого воздуха, но не реже 1 раза в год.

После каждых 4000 ч эксплуатации следует заменить не только масло, но и поменять масляный фильтр, фильтр-сепаратор, при необходимости – ремень привода.

Замена смазочной жидкости производится при постоянном контроле уровня заполнения (должен находиться между центральной и верхней меткой смотрового окна компрессора).

Замена масла в винтовом компрессоре

Первая замена смазки в винтовом компрессоре производится после 500 ч эксплуатации, в дальнейшем – с периодичностью до 8000 ч (точный интервал зависит от марки устройства и условий эксплуатации).

Заливать свежего масла нужно столько же, сколько было слито старого. Необходимость в доливе определяется после кратковременного включения оборудования.

Сколько масла заливать в компрессор?

Заправочный объем масла зависит от модели устройства и может составлять от 150 мл до сотен литров.

Сколько лить масла в воздушный поршневой компрессор? Оптимально – на высоту уровня около 2/3 смотрового стекла: недостаток смазки приводит к масляному голоданию устройства, что чревато его заклиниванием, избыток – к повышенному уносу в систему, риску гидроудара.

В моделях без смотрового стекла проверка уровня производится щупом.

Определить, сколько масла нужно заливать в компрессор винтового типа, проще всего по количеству слитой отработки.

Почему пенится или выбрасывает масло из компрессора?

В винтовом компрессоре масло пенится при неправильном подборе, попадании посторонних примесей, смешивании разных марок. В поршневом оно вспенивается по тем же причинам, а также, когда забит сапун или изношен поршень.

Винтовой компрессор выплевывает масло в воздушный фильтр вследствие неисправности клапанов (разгрузочного, всасывающего, минимального давления). Особенно сильный выброс смазки происходит при резком останове или аварийном отключении двигателя.

Искать ответ на вопрос, почему идет выброс масла с поршневого компрессора, нужно начинать с проверки его уровня (при превышении слить излишек). Другие причины, по которым с компрессора выбрасывает масло: избыточное давление в картере, неправильная установка или залегание маслосъемного кольца.

Поршневой компрессор:

  • кидает масло через сапун при засорении его отверстия, забитом воздушном фильтре, неисправности впускных и/или выпускных клапанов, износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ);

  • плюется маслом, если оно имеет низкую вязкость или залито выше допустимого уровня, накапливается в ресивере из-за неисправности сепаратора;

  • гонит масло в воздушную систему при снижении пропускной способности воздушного фильтра или впускного патрубка, износе ЦПГ.

Если компрессор погнал масло в ресивер, это возможно из-за переполнения картера, повреждения маслосъемного кольца.


03.10.2018

Возврат к списку