Компрессорное масло: какое и сколько лить, чем заменить, почему пенится?
Компрессорные масла – это смазочные материалы с особыми техническими характеристиками (малой испаряемостью, низкой склонностью к вспениванию, коксуемости, самовоспламенению), которые обеспечивают корректную работу и в разы продлевают срок службы воздушных компрессоров, уменьшают взрыво- и пожароопасность производства.
По типу основы они делятся на:
- минеральные – самые дешевые, применяются для мало- и средненагруженных устройств, эксплуатирующихся внутри помещений;
- синтетические – сохраняют вязкостные свойства в широком диапазоне температур и давлений, за счет чего обеспечивают легкий пуск и наиболее длительный срок эксплуатации тяжелонагруженного оборудования, работающего на открытом воздухе. Их единственным недостатком являются высокие первоначальные затраты;
- полусинтетические – при доступной цене обладают хорошими вязкостно-температурными характеристиками, эффективно защищают смазываемые поверхности от коррозии и преждевременного износа.
СОДЕРЖАНИЕ
- Технические характеристики и эксплуатационные свойства
- Выбор масла для разных видов компрессоров
- Как заменить масло в компрессоре?
- Сколько масла заливать в компрессор?
- Проблемы с компрессорными маслами и их причины
Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.
Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:
- в жидком состоянии – 4-й;
- при образовании масляного тумана – 3-й.
Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).
Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Масла без присадок |
Масла с присадками |
||||||||
К-19 |
КС-19 |
Кп-8С |
К3-10 |
К3-10Н |
КС-19П |
К3-20 |
К4-20 |
К2-220 |
К2-24 |
|
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С |
17-21 |
18-22 |
6,5-9 |
8,8-10,5 |
9-13 |
18-24 |
17-23 |
19,5-22 |
18-21 |
21-25 |
40 °С |
- |
- |
41,4-50,6 |
73,7-96,2 |
76-130 |
- |
206-336 |
240-310 |
220-310 |
- |
Индекс вязкости, не менее |
- |
92 |
95 |
90 |
90 |
85 |
80 |
85 |
82 |
82 |
Кислотное число, мг КОН/г |
0,04 |
0,02 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,03 |
0,5 |
- |
0,4 |
0,35 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже |
245 |
260 |
200 |
205 |
205 |
260 |
250 |
225 |
230 |
270 |
застывания, не выше |
-5 |
-15 |
-15 |
-10 |
-30 |
-15 |
-15 |
-15 |
-10 |
-10 |
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей |
Отсут- |
- |
- |
- |
Отсут- |
- |
- |
- |
- |
|
механических примесей |
0,07 |
Отсут- |
0,07 |
0,02 |
Отсут- |
|||||
воды |
Отсут- |
Следы |
Отсут- |
Следы |
Отсут- |
|||||
серы |
0,3 |
1,0 |
0,5 |
0,65 |
0,65 |
1,0 |
0,35 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
селективных растворителей |
- |
Отсут- |
- |
- |
Отсут- |
- |
Отсут- |
- |
- |
|
Коксуемость, %, не более |
0,5 |
0,5 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,45 |
0,45 |
- |
0,45 |
0,45 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,005 |
0,005 |
0,005 * |
0,005 * |
0,005 |
0,12 |
0,5-0,8 |
0,06 |
0,06 |
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля) |
0,015 |
Отсут- |
0,02 |
- |
- |
Отсут- |
- |
- |
- |
- |
кислотное число, мг КОН/г |
- |
0,5 |
0,2 |
- |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
увеличение коксуемости, % |
- |
- |
- |
1,5 ** |
1,5 ** |
- |
2,0 ** |
- |
3,0 ** |
2,0 ** |
потери от испарения, % |
- |
- |
- |
15 ** |
15 ** |
- |
- |
- |
20 ** |
- |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
- |
7,0 |
2,5 |
6,5 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
- |
7,5 |
7,5 |
Коррозия: на пластинках из стали |
Выдер- |
- |
- |
Выдер- |
- |
Выдер- |
- |
- |
- |
|
на пластинках из свинца, г/см2, не более |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
на пластинках из меди |
- |
- |
Выдер- |
- |
- |
Выдер- |
- |
- |
Выдер- |
|
на стальных стержнях |
- |
- |
Отсутствие |
- |
- |
- |
- |
Отсутствие |
- |
- |
Плотность, кг/дм3 |
- |
905 |
885 |
900 |
900 |
905 |
900 |
900 |
905 |
900 |
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. |
Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры
С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.
Рис.1
Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:
υp = υ0α p
где υp и υ0 – динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.
Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.
Таблица 2
Плотность при 20 °С |
Температурная поправка на 1 °С |
Плотность при 20 °С |
Температурная поправка на 1 °С |
0,6500–0,6590 |
0,000962 |
0,8300–0,8399 |
0,000725 |
0,6600–0,6690 |
0,000949 |
0,8400–0,8499 |
0,000712 |
0,6700–0,6790 |
0,000936 |
0,8500–0,8599 |
0,000699 |
0,6800–0,6890 |
0,000925 |
0,8600–0,8699 |
0,000686 |
0,6900–0,6999 |
0,000910 |
0,8700–0,8799 |
0,000673 |
0,7000–0,7099 |
0,000897 |
0,8800–0,8899 |
0,000660 |
0,7100–0,7199 |
0,000884 |
0,8900–0,8999 |
0,000647 |
0,7200–0,7299 |
0,000870 |
0,9000–0,9099 |
0,000633 |
0,7300–0,7399 |
0,000857 |
0,9100–0,9199 |
0,000620 |
0,7400–0,7499 |
0,000844 |
0,9200–0,9299 |
0,000607 |
0,7500–0,7599 |
0,000831 |
0,9300–0,9399 |
0,000594 |
0,7600–0,7699 |
0,000818 |
0,9400–0,9499 |
0,000581 |
0,7700–0,7799 |
0,000805 |
0,9500–0,9599 |
0,000567 |
0,7800–0,7899 |
0,000792 |
0,9600–0,9699 |
0,000554 |
0,7900–0,7999 |
0,000778 |
0,9700–0,9799 |
0,000541 |
0,8000–0,8099 |
0,000765 |
0,9800–0,9899 |
0,000528 |
0,8100–0,8199 |
0,000752 |
0,9900–1,0000 |
0,000515 |
0,8200–0,8299 |
0,000738 |
|
|
Какое масло заливать в компрессор? Отличия компрессорного и моторного масла.
Какое масло можно лить в компрессор, указывается в его паспорте. Аналог можно подобрать с помощью специальной таблицы, например:
Российский бренд |
Импортный аналог
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Gazpromneft Compressor VDL-46 |
Aircol pd 46 |
Mobil Rarus 425 |
Нет аналога |
Corena D 46 |
DACNIS VS 46 |
Kompressorenoel VDL 46 |
Compressor Oil P 46 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 46 |
|
Gazpromneft Compressor VDL-68 |
Aircol pd 68 |
Mobil Rarus 426 |
RENOLIN 500 ISO VG 68 |
Corena D 68 |
DACNIS VS 68 |
Kompressorenoel VDL 68 |
Compressor Oil P 68 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 68 |
|
Gazpromneft Compressor VDL-100 |
Aircol pd 100 |
Mobil Rarus 427 |
RENOLIN 500 ISO VG 100 |
Corena P 100 |
DACNIS P 100 |
Kompressorenoel VDL 100 |
Compressor Oil P 100 |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 100 |
|
Gazpromneft Compressor VDL-150 |
Aircol pd 150 |
Mobil Rarus 429 |
RENOLIN 500 ISO VG 150 |
Corena P 150 |
DACNIS P 150 |
Kompressorenoel VDL 150 |
Нет аналога |
COMPRESSOR OIL EP VD-L 150 |
|
Gazpromneft Compressor VDL-220 |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
DACNIC P 220 CD |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
Для компрессорных агрегатов высокого давления лучше всего подходит синтетика (выбор производится по вязкости и температуре вспышки).
Перед тем, как залить в компрессор новое масло, необходимо слить старое, очистить от его остатков пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы, клапаны, поменять фильтры.
Использовать моторное или дизельное масло для поршневых компрессоров нежелательно, но допустимо, в винтовые льется только специальное. Однако, лить моторное масло в воздушный компрессор может быть опасно – при той же температуре вспышки, что и у компрессорного, оно имеет более низкую температуру воспламенения.
Решая, какое масло наливать в компрессор при дозаправке, учтите: при смешивании легированной минералки, полусинтетики и синтетики разных производителей присадки могут оказаться несовместимыми и выпасть в осадок.
Особенности выбора смазки для воздушного поршневого компрессора
Компрессорное масло для поршневых компрессоров контактирует с горячим воздухом, поэтому должно иметь высокую стойкость к термоокислению и температуру воспламенения не ниже +350°С. Классы вязкости – 100, 150 по ISO.
Основную техническую характеристику масла отечественного производства (вязкость), легко определить по маркировке. Обозначение смазочных материалов этой категории выглядит таким образом: К-12, КС-19, К4-20 и т. п.
Буква К означает, что данный продукт относится к компрессорным смазкам, следующая за ней цифра – группу по условиям эксплуатации (при первой группе цифра не ставится). Число после дефиса – это кинематическая вязкость в мм2/с при t +100 ˚С. Буква С указывает на то, что материал производят из сернистой нефти, П – на наличие присадок.
С целью экономии в механизм движения компрессорных устройств с раздельной системой смазки можно заливать индустриальное масло.
Если использовать для компрессора с электрическим двигателем смазку с вязкостью выше рекомендуемой, из-за колебаний напряжения в сети возможны проблемы с его запуском.
При круглогодичной эксплуатации воздушного поршневого компрессора в уличных условиях целесообразно заменить минералку синтетикой (заливается только после тщательной промывки маслосистемы и замены фильтров).
Какое масло заливать в винтовой компрессор
Масло для винтовых компрессоров должно быть устойчивым к старению, иметь вязкость не менее 7 сСт (46, 48 класс по ISO), улучшенные охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, противопенные и деэмульгирующие свойства, температуру воспламенения выше +180°С.
Какое компрессорное масло лить в винтовой компрессор, напрямую зависит от условий эксплуатации: в теплое время года и в отапливаемых помещениях вполне подходит минералка, идеальный вариант для всесезонной работы под открытым небом – синтетика.
Как и когда заменить масло в компрессоре?
Информация о том, как часто производить замену масла в компрессоре и как проверить его уровень, содержится в сервисной книжке.
При работе оборудования в тяжелом режиме периодичность смены смазки сокращается. Масло следует внепланово менять, когда оно мутнеет или меняет цвет (белеет из-за попадания воды, темнеет вследствие сильного перегрева).
При заправке компрессора необходимо точно соблюдать инструкцию – в маслосистему не должны попасть воздух, влага, пыль.
Перед тем, как поменять масло в компрессоре, нужно удалить старую смазку, залить в него промывочную жидкость и включить на 10-15 минут.
Эффективнее смазать пары трения помогает лубрикатор (распылитель масла, подающий его в виде масляного тумана).
Чтобы лучше понять, как заменить масло в компрессоре, можно посмотреть следующую видео-инструкцию.
Замена масла в поршневом компрессоре
Менять масло в воздушном поршневом компрессоре обязательно после первых 500 ч работы, далее – в зависимости от режима нагрузки и качества всасываемого воздуха, но не реже 1 раза в год.
После каждых 4000 ч эксплуатации следует заменить не только масло, но и поменять масляный фильтр, фильтр-сепаратор, при необходимости – ремень привода.
Замена смазочной жидкости производится при постоянном контроле уровня заполнения (должен находиться между центральной и верхней меткой смотрового окна компрессора).
Замена масла в винтовом компрессоре
Первая замена смазки в винтовом компрессоре производится после 500 ч эксплуатации, в дальнейшем – с периодичностью до 8000 ч (точный интервал зависит от марки устройства и условий эксплуатации).
Заливать свежего масла нужно столько же, сколько было слито старого. Необходимость в доливе определяется после кратковременного включения оборудования.
Сколько масла заливать в компрессор?
Заправочный объем масла зависит от модели устройства и может составлять от 150 мл до сотен литров.
Сколько лить масла в воздушный поршневой компрессор? Оптимально – на высоту уровня около 2/3 смотрового стекла: недостаток смазки приводит к масляному голоданию устройства, что чревато его заклиниванием, избыток – к повышенному уносу в систему, риску гидроудара.
В моделях без смотрового стекла проверка уровня производится щупом.
Определить, сколько масла нужно заливать в компрессор винтового типа, проще всего по количеству слитой отработки.
Почему пенится или выбрасывает масло из компрессора?
В винтовом компрессоре масло пенится при неправильном подборе, попадании посторонних примесей, смешивании разных марок. В поршневом оно вспенивается по тем же причинам, а также, когда забит сапун или изношен поршень.
Винтовой компрессор выплевывает масло в воздушный фильтр вследствие неисправности клапанов (разгрузочного, всасывающего, минимального давления). Особенно сильный выброс смазки происходит при резком останове или аварийном отключении двигателя.
Искать ответ на вопрос, почему идет выброс масла с поршневого компрессора, нужно начинать с проверки его уровня (при превышении слить излишек). Другие причины, по которым с компрессора выбрасывает масло: избыточное давление в картере, неправильная установка или залегание маслосъемного кольца.
Поршневой компрессор:
-
кидает масло через сапун при засорении его отверстия, забитом воздушном фильтре, неисправности впускных и/или выпускных клапанов, износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ);
-
плюется маслом, если оно имеет низкую вязкость или залито выше допустимого уровня, накапливается в ресивере из-за неисправности сепаратора;
-
гонит масло в воздушную систему при снижении пропускной способности воздушного фильтра или впускного патрубка, износе ЦПГ.
Если компрессор погнал масло в ресивер, это возможно из-за переполнения картера, повреждения маслосъемного кольца.